Реклама

История наружной рекламы

Уже первые, которые привлекали внимание горожан, крики глашатая на многолюдном форуме представляли собой не что иное, как рекламу, которую сегодня назвали бы социальной. Она отличалась большой эффективностью и широтой влияния, средством передачи (прямого языкового обращения), и выражению — громком и эмоциональном.

Подобная реклама использовалась первыми продавцами на рынках, которые обращались к потенциальным покупателям с разноголосыми призывными криками. Далекими прообразами современных средств наружной рекламы, в частности, уличных рекламных стендов, можно считать древнеримские «альбумсы» — отбеленные и разграфленные в клеточку части стен, обращенные в сторону оживленных улиц и площадей. На этих «стендах» углем писали разного рода объявления. Первые наглядные средства наружной рекламы были обнаружены археологами при раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланума и Стабии. Внимание привлекали хорошо знакомые предметы: врачи выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания, булочник над входом в магазин вывешивал муку или сноп пшеницы, продавец птиц — клетки с пернатыми.

В связи с появлением многочисленных мелких цеховых мастерских и лавок, в средневековых городах большое распространение получили вывески-знаки. Они выполняли прежде всего функцию указателей, имели простую и доступную форму. Как правило, изображались предметы изготовления и продажи. Выполнялись вывески, чаще всего, из металла и подвешивались на кронштейнах на зданиях. Вынос из плоскости фасада и четкая по силуэту объемная форма обеспечивали им хорошее восприятие с продольных сторон узких улочек.

Со временем функции вывесок расширяются. Все чаще вывески решают задачи рекламы. В связи с этим меняется их характер и форма. Они становятся более привлекательными, пышными. Многое к ним переходит от фасадной геральдической пластики. Углубляется и усложняется их рельеф. В композицию включаются декоративные элементы (завитки, волюты, детали растительного орнамента и т.д.), которые создают в целом ажурные, контурные формы. С начала XVII века все больше появляется живописных вывесок. К работе над ними привлекаемых время, профессиональные художники. Так, в 1720 году владелец одной антикварной лавки приглашает признанного французского художника А. Ватто написать ему вывеску, которая впоследствии вошла в историю материальной культуры человечества, как бесценное произведение изобразительного искусства. Многие относятся к ней как к одной из картин мастера, не замечая, что в ее названии есть слово «вывеска». Она красовалась на одной из улиц Парижа и была, по воспоминаниям Жерсена, «… единственной работой, которая в известной степени нарушала самолюбие Ватто». Это было двухсоставная полотно (вывеска состояла). Его можно было детально рассматривать.

На вывеске был представлен интерьер лавки, в которой владелец предлагает картины знатным покупателям. Захватывает легкость письма, точность рисунка. Горожане специально приходили полюбоваться, говорили о ней с восхищением. Как и шедевр великого француза, много старых живописных вывесок хранятся сегодня в крупнейших художественных музеях мира. Особое место среди этих раритетов занимают русские вывески конца XIX — начала XX веков. Со временем наружная реклама становится все более яркой, заметной и технически оснащенной. Как и два века назад, новая реклама, проявляет свои черты, испытывает беспощадной критики со стороны апологетов неоклассической архитектуры. Теоретик А. Бринкман, например, в 30-е годы ХХ века, говорил, что при формировании облика города на него влияют различные технические средства. Он добавил к ним и рекламу А. Бринкман называл технические средства «инженерными зверствами, доказывающие полное отсутствие чувств к художественному произведению — улицы».

Новая реклама находила и своих сторонников, которые приняли ее как неизбежный результат экономического развития общества и сумели предусмотреть в ней не только практическую, но и художественную ценность. В 1936 году в Германии впервые был поставлен вопрос о необходимости целенаправленной работы по художественной организации городской рекламы и открытие специальной школы, призванной готовить специалистов в этой области. Такое позитивное отношение к ней выразилось в создании замечательных образцов рекламы.

Поучительный опыт создания наружной рекламы в первые послереволюционные годы в СССР. Реклама рассматривалась как часть политической пропаганды, одной из форм «промышленной и торговой агитации» (по словам Маяковского). Рекламные мероприятия проводились в большом масштабе с привлечением известных художников. Большое значение придавалось плакатам. Плакаты на злободневные темы рисовались от руки и выставлялись в окнах магазинов, жилых домов и учреждений. Они наполняли улицы города ярким цветом, заметными шрифтами, лаконичными рисунками.